ЦВЕТОТЕСТИРОВАНИЕ И ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ

по методике Иана Джордана (Ian Jordan) теперь и в России

Иан Джордан. Зрительная дислексия. Признаки, симптомы и критерии оценки
Перевод Юлии Смиренской(2016)

 

Содержание

Вступление
Как распознать симптомы зрительной дислексии?
Фиксация взгляда
Слежение взглядом
Переворачивание и перестановка
Перемещение букв и слов
Вибрация букв и слов
Движение букв и слов
Изменение размера и формы отдельных букв
Подавление фона
Воздействие на тройничный нерв
Трудности ориентации в пространстве
Изменение зрительной плоскости
Нарушение центрального зрения
Нарушение периферического зрения
Нарушение конвергенции
Нарушение фокусировки в пространстве
Трудности обработки слуховой информации
Нарушение памяти
Синестезия
Критерии оценки для специалистов
Общий скрининг
Дополнительные тесты
Новые способы лечения

Увеличитель строки VTM и ограничитель строки VTM
Полезные адреса и сайты
Заключение


Вступление



Зрительная дислексия — название группы нарушений обработки зрительной информации, затрудняющих или лишающих человека возможности реализовать свой потенциал в чтении. Наряду с дислексией часто встречаются и другие нарушения обработки информации. Они могут быть как ее первопричиной, так и частью более сложного комплекса нарушений обработки. Однако во всех случаях с ними также необходимо работать, поскольку невозможно достичь потенциала в чтении, если мозг способен воспринимать информацию искаженно или в недостаточном количестве.

Зрительная дислексия различна по причинам и тяжести. Обычно чем раньше проявляются ее признаки, тем она тяжелее. При обследовании ребенка на предмет зрительной дислексии, нужно принимать во внимание его интеллект, так как чем выше интеллектуальные способности, тем легче хотя бы частично преодолеть проблемы. С другой стороны, на одаренных детей возлагаются большие надежды, и поэтому их неспособность к чему-то сразу становится очевидна.

Если семья ребенка способна взглянуть правде в глаза, как правило, применяются ранние формы вмешательства и лечения. А менее сознательные и целеустремленные родители не создают для детей благоприятные условия для развития. Школы же несут моральную и законную ответственность в обеспечении таких детей необходимой помощью. На самом деле, игнорирование зрительных трудностей детей в скором времени обойдется школам очень дорого — количество судебных исков будет расти, а финансовые потери увеличатся до небес. Также важно помнить о моральном ущербе учителям в случае, если семья подает иск в суд.

Неумение распознать зрительную дислексию может испортить ребенку жизнь. Неуспешность в учебе, конечно же, повлечет за собой неудачи в работе и нанесет удар как по способности зарабатывать, так и по социализации. Оно может нанести катастрофический ущерб психике ребенка, и в результате крайне снизить его самооценку.

Удивительно, но зрительная дислексия обычно с легкостью поддается лечению. Практически во всех случаях можно существенно облегчить ее симптомы или даже избавиться от нее окончательно. Шкалы оценки и методы лечения разнятся. Некоторые просты, практичны и недороги, в то время как другие - невероятно дороги. Однако, высокая стоимость лечения не всегда гарантирует его успешность. Из этого следует, что важно изучить все методы оценки и лечения, чтобы найти наиболее подходящий ребенку.

Нынешние методы преодоления трудностей чтения обычно игнорируют зрительные сложности и основаны на речевых проблемах. Но если не обращать внимания на проблему, она никуда не исчезнет и останется без должного решения. Идея о том, что дислексия главным образом речевая проблема, в корне не верна, о чем свидетельствует наше исследование. В первую очередь необходимо работать с физическими способностями обработки информации: зрительной, слуховой и проприоцептивной, - а уже потом перейти к языковым дефектам. Конечно, логопедия должна дополнять лечение, особенно если оно было начато не в раннем возрасте — а раннее вмешательство наиболее положительно влияет на исход слуховой и зрительной коррекции.

Дети не должны постоянно сталкиваться с этими трудностями — время не вылечит их. Но в некоторых случаях приемлемо подождать пока ребенок не разовьется в физическом и неврологическом плане, по совету подготовленного специалиста. Диагноз должен быть поставлен со всей тщательностью, ошибка навредит ребенку и навлечет необратимые последствия.

Как распознать симптомы зрительной дислексии?

Зрительная дислексия — одно из состояний нарушения обработки зрительной информации, нарушающее нормальное развитие. Часто оно соседствует с другими нарушениями, такими как диспраксия, СДВ и СДВГ, а также аутизм. Как правило непросто поставить несколько диагнозов одному человеку, поэтому рекомендуется в любом случае обследовать зрительные возможности, хотя бы с целью исключить зрительную дислексию как фактор, определяющий состояние вцелом. Похоже на то, что большинство детей с существенными трудностями обработки сенсорной информации, также имеют проблемы визуального восприятия. Важно, что обычная проверка зрения совершенно не исключает таковых.

Хотя зрительная дислексия обычно есть уже у дошкольников, родители редко обнаруживают ее симптомы. Однако даже малейшее косоглазие и астигматизм могут свидетельствовать о проблеме зрительного восприятия. Возможно, что оно нарушено потому, что само зрение нарушено.


Начальная школа


Первые признаки зрительной дислексии у ребенка обычно становятся заметными с поступлением в школу. Оказывается, что зрительный аппарат не развит для того чтобы справиться с процессом чтения. В некоторых странах это стало серьезным аргументам, чтобы учить некоторых детей читать позже. Весьма непродуктивно заставлять ребенка учиться читать, когда его зрение не развито в достаточной степени.


Симптомы, с которыми мы сталкиваемся:

- трудности концентрации;

- трудности слежения;

- переворачивание букв и слов;

- перестановка букв и слов;

- раздвоение;

- перемещение букв и слов;

- вибрация букв и слов;

- движение букв и слов;

- изменение размера и формы отдельных букв;

- тусклый фон;

- воздействие на тригеминальный нерв;

- проблемы ориентации в пространстве;

- изменение зрительной плоскости;

- нарушение центрального зрения;

- нарушение периферического зрения;

- нарушение конвергенции;

- нарушение приспособляемости;

- трудности обработки слуховой информации;

- нарушение памяти;

- синестезия.


Давайте детально рассмотрим каждый из симптомов, чтобы лучше их понять.

 


Трудности концентрации

 


Как правило, они связаны с низкой способностью сосредоточиться, в том числе выделить и удерживать взгляд на слове. Взгляд ребенка как будто перескакивает по странице и ему приходится смотреть в сторону при попытках чтения.

Обычно концентрация внимания усиливается с возрастом: если в пять лет многим сложно сосредоточить взгляд на слове, то к восьми большинство детей уже справляются с этой задачей, однако, не все. Сложности конвергенции — то есть способности глаз двигаться за объектом — одна из причин проблем с чтением, а также неспособности приспосабливаться к условиям. Часто такие дети закрывают один глаз при чтении или просто от усталости. Если ребенок кладет голову на парту и закрывает один глаз рукой, это знак для учителя, что ученику крайне неприятно читать. Также ребенок может вертеть книгу или перемещать в удобное ему положение, чтобы читать одним глазом. Это тревожный сигнал!

Работа над концентрацией внимания зависит от причины ее нарушения. Обычное оптометрическое лечение (если его прописывают) должно включать упражнения на конвергенцию. Обычно эффект таких упражнений крайне неустойчив и после их прекращения способность к концентрации снова падает. Если же трудности конвергенции явились результатом проблем с фузией и ослабления зрения, нужно, несомненно, начать с их лечения. Обычно в таких случаях очень помогает Увеличитель строки VTM (см. далее) и цветные (тонированные) фильтры.

 


Слежение взглядом

 


Слежение — процесс движения взгляда по строке и от одной строки к другой. Если у ребенка возникают трудности со слежением, проблема неизменно заключается в восприятием зрительной информации. Есть масса причин сложностей слежения взглядом, и необходимо выяснить ее и на этом базировать лечение. К примеру, у многих детей движение глаз скачкообразно. При это движении взгляд останавливается на слове, далее скользит по строке и останавливается уже на следующем слове. При этом небольшие корректирующие движения и обратные движения все же присутствуют, но могут нарушаться при проблемах с обработкой информации.

Проблемы со слежением взглядом, как правило, обнаруживаются при тестировании детей на скорость чтения. При подобных трудностях ребенок будет с трудом продираться сквозь текст и , скорее всего, отставать от сверстников. Для работы над слежением могут использоваться тонированные фильтры, цветные пластиковые накладки, окклюзия и упражнения для глаз.

В результате трудностей слежения возникает и нарушение зрительной плоскости. При этом внешний вид текста искажается и строки не кажутся параллельными. Это довольно часто встречающееся явление — но может возникать из-за аномалии рефракции, неправильно подобранных очков и нарушений ретинальной (сетчатчатой) фузии (бинокулярной или монокулярной). Для коррекции применяются тонированные фильтры, Увеличитель строки, блокировка части текста, аркообразные призмы, подбираются новые очки, меняется дизайн линз.

В классе проблемы со слежением за текстом могут возникать из-за вида текста: к примеру- мелкого шрифта, удаленности текста от глаз смотрящего, освещения в классе и размера параграфа.

Повороты и перестановки

Среди детей распространена проблема переворачивания и перестановки букв и слов. Часто ребенок видит слова и буквы неверно. И важно отличать этот часто игнорируемый симптом от эффекта памяти, когда ребенок видит слова правильно, но затем переворачивает их в своей памяти. Когда же ребенок видит буквы «вверх ногами» (переворачивание), это почти всегда проблема зрительного восприятия.

Поворот справа налево

Наиболее часто встречаются повороты: d/b, p/q, нос/сон. Этот вид поворота можно в большинстве случаев скорректировать методами зрительной коррекции. Ребенок иногда может буквально увидеть, как слова поворачиваются справа налево при использовании разных настроек цвета. С использованием Увеличителя строки подобные повороты обычно сразу же исчезают.

Переворачивание

Повороты текста «вверх ногами» встречаются на практике реже, но они являют собой куда более серьезную проблему. Простейшие формы его — переворачивание d/q, t/f, но в более тяжелых случаях переворачиваются целые слова, строки или параграфы текста. С переворачиванием можно успешно справляться под руководством знающего специалиста.

Симптомы зрительного поворота справа налево и переворачивания «вверх ногами» могут распространяться на один глаз, но конечный результат будет зависеть от ведущего глаза, а также стиля презентации текста.

Размер текста здесь крайне важен. Увеличение или уменьшение текста могут моментально остановить переворачивание. Следовательно, сложности могут быть вызваны в том числе и оформлением текста. Сам шрифт и его стиль (полужирный, курсив, тени) и размер, расстояние между строками оказывают очень серьезное влияние на эффект.

Тонированные фильтры часто успешно применяются в коррекции подобных состояний. Однако, от специалиста, проводящего обследование и применяющего методики, требуются основательные знания в данной области.

Цветные пластиковые накладки могут применяться в сфере образования, но учителя должны знать, что это лишь временное решение. Даже если они помогают, нужно продолжать исследования. С другой стороны, если и они не помогают, учитель не должен исключать использование цветовой коррекции, не проконсультировавшись со специалистом.

Чтобы оценить, какая цветовая коррекция нужна ребенку, нужны основательные знания в области освещения, зрительных откликов на цвет, эффекта трехмерного цвета и физического влияния цвета. Эта область оптики необычайно сложна и требует тщательной экпертизы, потому важно, чтобы исследования проводились профессионалом.

Цветовая коррекция, несомненно, принесла большую пользу многим людям, страдающим зрительной дислексией.

Перестановки текста в памяти

Когда человек видит слово правильно, но неверно запоминает порядок букв, это называется перестановками в памяти. При таких перестановках, память можно тренировать специальными упражнениями, возможно с помощью специально разработанных компьютерных программ. Улучшения возможны, но упражнения придется повторять многократно с помощью взрослого.

Раздвоение

Расплывчатость

Если текст расплывается, то причиной могут быть зрительные трудности, например аномалии рефракции, спазмы, усталость или излишняя стимуляция. В противном случае мы имеем дело с проблемами обработки зрительной информации. Чтобы определить причины и выбрать верное лечение также нужна консультация профессионала.

Расплывчатость часто соседствует с двоением текста и может в некоторых случаях быть перепутано с раздвоением с небольшой амплитудой.

Раздвоение

Раздвоение (диплопия) часто встречается наряду с проблемами обработки зрительной информации. Чаще всего причиной раздвоения является неспособность мозга соединить в единую картинку сигналы глаз, когда они сходятся в одной точке. От этого способность глаз сосредотачиваться на одном объекте падает, что можно корректировать при помощи упражнений, тонированных линз или призм. В мире оптики существуют разногласия по поводу наиболее подходящего метода лечения. На мой взгляд, цвет - обычно лучший метод коррекции проблем фузии или супрессии. Иногда двоится изображение лишь в боковом поле зрения, например только текст на краю страницы.

Раздвоение также может быть вызвано ограниченностью подвижности глаз (глаза). По этой же причине возникает и трудность слежения. В результате возникает плохая координация глаз-рука, которая затрудняет, например, игры с мячом. Данная проблема также формирует диспраксию, нарушение проприоцептивного развития.

Бывают и более тяжелые формы раздвоения изображения, и они иногда обнаруживаются у дислексиков. Например, некоторые слова могут двоиться горизонтально или вертикально, в то время как фон остается неизменным. Обычно дефект есть лишь в одном глазу и может пропасть при изменении цветового баланса в сетчатке.

В некоторых случаях наблюдается кольцо из множества картинок или же второе изображение может отделиться и отодвинуться на внушительное расстояние от первого. Иногда размер букв и шрифт могут вызвать двоение в глазах. При этом эффект может быть как монокулярным, так и бинокулярным. Это подводит нас вплотную к перестановкам букв и слов, так часто наблюдаемым у детей-дислексиков.

Перестановка букв и слов

Такие перестановки могут принимать различные формы. Иногда меняют направление целые слова: нос/сон или буквы перескакивают в соседнее слово или строчку. Слова могут появляться в другом месте в тексте, а в более серьезных случаях меняют позицию целые строчки. Реже меняется также направление текста, например слова оказываются под углом или вверх ногами.

Перенос слов и букв часто встречается у детей с дислексией и иногда неверно трактуется как проблема с памятью. Если ребенок видит слова или буквы не там, где они есть на самом деле, это всегда связано с трудностями зрительного восприятия и часто поддается коррекции. Симптомы можно смягчить несколькими методами: при помощи цвета, выделения части текста, а также увеличения или уменьшения. Данные техники можно совмещать для достижения оптимальных результатов. Важнее всего, чтобы эти симптомы были как можно скорее смягчены у любого ребенка, страдающего дислексией.

Вибрация букв и слов

Часто встречается и такой симптом зрительной дислексии, как вибрация букв и слов. Довольно часто вибрируют целые слова, хотя так могут себя вести и отдельные буквы. Характер вибрации, ее скорость, направление и амплитуда могут меняться. Коррекция данного симптома может включать увеличение, цвет и выделение.

Движение буквы или слова

Вероятно, наиболее часто встречающейся проблемой в связи со зрительной дислексией является эффект движения букв и слов по странице. Обычно так происходит в области высокой контрастности текста по отношению к фону и уменьшенного интервала между буквами. Когда пациент пытается читать, он видит что часть текста становится подвижной и буквы, слова и даже целые предложения начинают спонтанно двигаться. Похожая иллюзия возникает при попытке адаптации глаза к высокому контрасту, например при пристальном взгляде на полосатую рубашку при глажке, на движущийся эскалатор или же на лестничные пролеты. При более ярком освещении такие симптомы только усиливаются, так же как при усилении контраста и мигании света. Такая нестабильность может вызывать сложности при вождении автомобиля ночью, мигрень, боязнь открытого пространства, трудности концентрации внимания при чтении и, в наиболее тяжелых случаях, эпилептические приступы.

Метод коррекции можно выбрать после исследования влияния на феномен цвета, увеличения, уменьшения и выделения текста.

Изменение размера и формы отдельных букв

В некоторых случаях фоновое освещение может вызвать изменение размера и формы букв. Это довольно неприятный эффект, но он часто подлежит коррекции изменением освещения или применением цветовых фильтров.


Подавление фона

При сосредоточении глаз на одном объекте мозгу необходимо игнорировать двоение, вызванное смещением периферийных областей сетчатки. Это явление называется подавлением (супрессией) и оно характерно для большинства людей. Но у тех, кто испытывает проблемы восприятия оно может вызвать двоение и трудности слежения взглядом. Специальные упражнения могут медленно улучшить способность к супрессии. Вместо них можно применить тонированные фильтры.

Воздействие на тройничный нерв

Проблемы обработки зрительной информации могут иметь крайне неприятное воздействие на тройничный нерв. Часто встречается такой симптом как головная боль в области лба или дискомфорт, часто неверно трактуемый как синусит. В высшей точке такая головная боль становится мигренью. Часто также пациент жалуется на резь в глазах и их пересыхание.

Такие трудности возникают у ребенка из-за плохого освещения (каковое у нас в большинстве школ) и плохо напечатанного текста. Дети начинают тереть глаза и жаловаться на дискомфорт. Головные боли, недостаточность слухового восприятия и даже боль в животе относятся к негативному воздействию на этот нерв.

Все эти симптомы хорошо поддаются лечению, если и в самом деле причиной был визуальный стимул. Улучшив освещение, используя тонированные фильтры и обращая особое внимание на хорошую презентацию текста, мы можем избавиться от таких симптомов.

Даже слуховое восприятие улучшается в результате создания более совершенной среды для зрения.

Трудности ориентации в пространстве

Проблема ощущения себя в пространстве часто встречается и возникает по многим причинам. Во-первых, отделы глаза, ответственные за фузию изображений, которые должны работать согласованно, могут быть неправильно расположены и искажены. Это неизбежно ведет к трудностям развития проприоцепции и могут давать определенные симптомы, например:

 

общую неловкость;
неспособность ловить мяч;
наклонное положение книги во время чтения;
закрывание одного глаза при чтении
головные боли;
раздвоение в глазах;
нарушения осанки при чтении (неестественный наклон головы).

Коррекция в этом случае зависит от причины: могут помочь очки, контактные линзы или призмы, упражнения для глаз или использование цветовой терапии.


Изменение зрительной плоскости

Многие дети видят плоскость искаженно. К примеру, когда ребенок смотрит на книгу, она предстает повернутой горизонтально, вертикально или в обоих направлениях. Угол наклона может быть довольно существенным (40 и более градусов). Пол и вертикально стоящие объекты могут также наклоняться. Угол наклона меняется вместе с углом зрения.

Большая часть детей с диспраксией встречаются с такими трудностями и потому им сложно развить ощущение пространства и себя в нем. При чтении такие дети видят, что слова как будто падают со страницы. Слова могут, также, уменьшаться к концу, так, что окончания становятся неразличимыми, или же буквы накладываются друг на друга. Так что ребенок часто пытается угадать окончание слова. И целью лечения будет нормализация положения зрительной плоскости. В зависимости от причины дефекта для этого могут быть применены оптические устройства или тонированные фильтры.

Нарушение центрального зрения

При взгляде на слово для правильной обработки необходимо улавливать малейшие изменения в форме и размере букв. Для этого нужны навыки словарного и звукового анализа. Но большинство людей с нарушением визуального восприятия не могут правильно видеть слова. И пока мы не справимся с этими ключевыми проблемами, ребенок не сможет развить свой потенциал. С центральным зрением связано несколько проблем, и их должен анализировать специалист. Трудности восприятия обычно ассоциируются с:


- изменением формы и направления написания букв;
- потерей центрального поля зрения;
- множащимся изображением;
- искажением цвета;
- инверсией черного цвета в белый и наоборот.

Такие трудности восприятия могут привести к:


- появлению слов в разных частях страницы;
- исчезновению частей слова (обычное явление);
- исчезновению или движение текста в центральной области;
- амблиопии (ленивый глаз).


Нарушение периферического зрения

Система периферического зрения особенно чувствительна к мигающему свету и резкому контрасту, как, например, в случае полосок. Мигание света часто провоцирует мигрени, эпилептические припадки, боязнь открытого пространства, астенопию (головные боли и дискомфорт в лобном отделе), сухость глаз, проблемы со слуховым восприятием, синдром спертого воздуха и трудности при работе с компьютером.

Обычно мигание света плохо влияет на зрение на частоте ниже 35 Гц, однако, иногда чувствительность повышена и человек плохо реагирует на частотные колебания до 120 Гц. Чем больше модуляция (например разница между включением и выключением источника света), тем сильнее эффект. Оттенок света при этом также может негативно влиять на человека.

Мигание в периферическом зрении может возникать в результате: мигания экрана телевизора и компьютера, разглядывания полосатой поверхности или частого интенсивно черного шрифта, чтения текста с большой контрастностью по отношению к фону. Воздействие мигания накапливается и приносит очень неприятные ощущения.

Принимая это во внимание, дизайн офиса или класса, и, в особенности, освещение, должен быть переосмыслен в соответствии с правилами безопасности и охраны здоровья. При эффекте мигания ученики:

- жалуются на головные боли;

- трут глаза;
- не могут сосредоточиться;
- их глаза слезятся;
- они не могут сохранять равновесие;
- им сложно услышать и понять, что говорится в классе.

Коррекция в данном случае направлена на уменьшение и модификацию раздражающего стимула. Можно усовершенствовать освещение. Или предоставить текст в другом формате. Для уменьшения контрастности и резкости шрифта рекомендуется использовать цвет.

Периферическое зрение также может нарушаться при подавлении фона или при чтении. В результате фон станосится черным. Иногда такое случается во время просмотра телевизора. Подобные явления могут очень истощать и их надо корректировать с помощью тонированных фильтров.


Трудности конвергенции


При конвергенции глаза сводятся близко, чтобы смотреть в одну точку или на одно слово. При трудностях с чтением мы часто обнаруживаем неспособность глаз смотреть на одно и то же слово настолько близко, чтобы было удобно читать. А значит, ребенок не может удерживать слово в поле зрения, концентрироваться на нем, у него в глазах двоится, что приносит массу неудобств и делает чтение крайне сложным занятием.

У некоторых детей из поля зрения ускользает лишь половина страницы за срединной линией тела, и тогда можно сосредоточиться на ней, повернув голову или прикрыв один глаз. Иногда такие дети крайне близко подносят книгу к глазам и закрывают глаз.


Обычно эта проблема легко разрешима. Для коррекции требуются тонированные фильтры, призмы и упражнения для глаз.

Нарушение фокусировки в пространстве


Глаз должен менять фокус с дальней точки на ближнюю. Потеря способности фокусировки в пространстве меняется с течением жизни и часто вполне предсказуема. Но у людей с дислексией она нарушена и никак не соотносится с возрастом. Терапия цветными фильтрами, как правило, восстанавливает у ребенка способность к фокусировке и помогает достичь возрастной нормы. Небольшая коррекция рефракции может также восстановить фокус до нормы. Для исчезновение симптомов еще рекомендуется больше читать.

Трудности обработки слуховой информации

Проблемы зрительного восприятия часто коррелируют с трудностями слухового восприятия. Иногда детям бывает легче преодолеть трудности со зрением, если они справятся со слуховыми. Речевые нарушения часто являются следствием нарушения сенсорной интеграции. Вполне резонно считать, что все дети с нарушением обработки зрительной информации также имеют сложности с обработкой слуховой информации и наоборот, если не доказано обратное. Дети с расстройсвом аутистического спектра особенно склонны к обоим типам нарушений, и в этом случае требуется тщательное исследование.

Нарушения памяти

При чтении ребенок сталкивается со многими сложностями обработки информации. Он может пользоваться только зрением и формировать образы в своем сознании, вместо того чтобы превращать слова в звуки. В данном случае могут возникнуть проблемы с пониманием, ведь для ответов на вопросы ребенок будет пользоваться образами, созданными у него в голове. Но ребенок может не пользоваться зрительными словарем для распознания слов целиком, а читать, распознавая каждое слово фонетически. От этого чтение теряет выразительность и вдумчивость.

Существуют стратегии, позволяющие ребенку эффективнее пользоваться зрительной и слуховой памятью. И важно получить совет психолога и педагога о том, какие из них в данном случае применимы.

Синестезия

Хотя cинестезия считается редким явлением, она нередко обнаруживается у дислексиков. Лучше всего описать ее как проблему связей в мозгу: сенсорные импульсы перемешиваются в нем. То есть некоторые дети видят цифры или слова как цвета, людей как цветы или еду и т. п.


Критерии оценки для специалистов


Общий скрининг

Лучший способ распознания дислексии у учеников — это наблюдение. Если ребенок отстает, на него надо обратить особое внимание. При этом нужно в том числе иметь в виду проблемы зрительного восприятия. Чтобы понять, нужно ли дальнейшее вмешательство, лучше провести скрининговый тест на нарушения зрительного восприятия, например Visual Dyslexia – A Basic Screening Test[1]*. Он разработан автором этих строк и содержит 25 простых вопросов, которые нужно иметь в виду при оценке возможных зрительных трудностей ребенка.

Дополнительные тесты

В помощь преподавателям есть несколько дополнительных тестов. Но для более тщательной оценки необходимо обучение. Чтобы получить общее понимание проблемы зрительной дислексии, учителю нужен, как минимум, однодневный тренинг. Тем, кому особенно интересно распознание и оценка симптомов, я советую пройти хотя бы трехдневный тренинг. Важно уточнить, что ни психологическое тестирование ребенка, ни проверка зрения не даст необходимой информации для постановки точного диагноза, на основании которого будет подобрана верная система коррекции.

Стоимость обучения и тестирования высока, однако еще большую цену придется заплатить за не предоставленные вовремя достоверные тесты. Это касается как образования, с точки зрения потенциального ущерба от судебных разбирательств, так и обеднения будущего ребенка и всего общества в целом. В самом деле, рост тюремного населения лишь доказывает неудачи общества, а среди заключенных довольно высок процент лиц, страдающих дислексией.


В идеале, для тщательного тестирования, необходимы следующие тесты:

- The Jordan Pattern Glare test, который позволяет выявить степень раздражения периферического поля зрения при помощи контрастного узора.

- The Jordan Inversion and Reversal Test, для выявления аномалий центрального зрения, затрудняющих чтение.

- Tест с прикрыванием глаза, при котором сравнивается способность к чтению при монокулярном и бинокулярном зрении. Если человеку легче читать, когда он закрывает один глаз, у него есть проблемы либо со зрением, либо с обработкой зрительной информации.

- Обследование с использованием Visual Tracking Magnifier (Увеличитель строки) выявляет, помогает ли он и подобные устройства преодолеть проблемы с концентрацией, перестановкой и переворачиванием букв и слов и разглядыванием контрастного узора.


Новые методики коррекции

С помощью оптических или оптометрических техник можно корректировать многие причины зрительной дислексии. Попробуем разбить их на категории:

- нарушения рефракции (преломления);

- трудности слежения и перескакивания взгляда по тексту;

- фиксация/сосредоточение на слове;

- недостаток подавления (супрессии);

- деформации контрастного узора;

- мышечный дисбаланс;

- трудности конвергенции и перенесения фокуса с дальнего предмета на ближний;

- излишняя зрительная стимуляция;

- эффект стробоскопа (мигания);

- проблемы фузии;

- патологические состояния;

- проблемы развития.



Профессиональная консультация позволяет выбрать из ряда доступных средств коррекции. Многие из них хорошо известны. Например, использование тонированных фильтров и линз показало отличные результаты в определенной области зрительных проблем.

Также сравнительно недавно были разработаны два новых, упомянутых в книге, оптических устройства, призванных помочь именно людям со зрительной дислексией:

- увеличитель строки VTM;

- ограничитель строки VTM Line Reader;

Увеличитель строки Visual Tracking Magnifier помог многим людям с трудностями зрительного восприятия, в частности многим дислексикам, испытывающим трудности с сосредоточением и контрастными шрифтами. Он просто лежит на странице и его можно перемещать взад-вперед по тексту. Он состоит из мощного увеличительного стекла с тонированными полукруглыми областями сверху и снизу и с прозрачной полосой для чтения посередине, шириной примерно 7 миллиметров. Затемненные области удаляют эффект искажения окружающего текста. В результате текст читается значительно легче, что доказал опыт большинства дислексиков и людей с проблемами зрительного восприятия, например со сосредоточением, бинокулярной нестабильностью. Новейшая версия выпускается с синим или красным фиксатором по краям.

Ограничитель строки VTM Line Reader был разработан на основе Visual Tracking Magnifier. Он предназначен для дислексиков, начавших читать в 8 лет и старше (если у них нет проблем с сосредоточением или бинокулярной нестабильности, при которых больше подходит Visual Tracking Magnifier). У ограничителя есть тонированные области наверху и внизу, чтобы скрыть контрастность шрифта. Его длина 115 миллиметров. Этот ограничитель также помогает просматривать каталоги, оглавления и т.п. Он также выпускается с красным или синим фиксатором по краям.


Как пользоваться VTM Line Reader и Visual Tracking Magnifier?


Эти приспособления являются логичным и выверенным продолжением техник, которые уже использовались в образовании (дидактические карточки, блокировщики, тонированные фильтры и т.д.).

Они ощутимо меняют зрительный стимул следующим образом.



- Тонирование и увеличение существенно уменьшают контрастность шрифта; поскольку контрастность, пожалуй, главная причина зрительных трудностей при чтении, она очень мешает многим ученикам.
- При чтении взгляду легче делать скакательные движения.
- Благодаря прозрачной полосе и тонировке по краям взгляду легче сосредоточиться на слове (в том числе при эксцентричной фиксации).
- Излишняя зрительная стимуляция сокращается до вполне приемлемой.
- Эффект стробоскопа уменьшается благодаря тонировке и увеличению (особенно мигание и модуляция).



Заключение



Зрительная дислексия — очень сложное явление, которое встречается куда чаще, чем многие полагают. Все преподаватели должны обладать основными знаниями о дислексии. Идеально было бы ввести эту тему в курс их обучения. Если у 10% детей возникают трудности зрительного восприятия, совершенно очевидно, что учителя должны уметь распознавать симптомы и находить адекватные решения.

Родители детей, страдающих дислексией, должны быть готовы обратиться в школу с вопросом: «Вы проводите тестирование на зрительную дислексию?». Если персонал школы делает вид, что такового не существует, он совершает глупейшую ошибку. Такие тесты существуют, и школы обязаны обеспечить должное обследование и помощь детям. Ведь зрительная дислексия может быть скрыта от глаз.

Сама учебная среда может невольно провоцировать появление таких симптомов. Преподаватели должны быть подготовлены и иметь представление о техниках и терапевтических приемах преодоления подобных трудностей.



Дети имеют право ожидать от общества защиты от их неуспешности и отсутствия перспектив. Обществу же придется смириться со стоимостью обучения специалистов и лечения детей. Получение профессий, связанных с оптикой и психологией, должно подразумевать проведение треннингов в области зрительной дислексии, а дети должны получать доступ к наиболее адекватным методам коррекции.


Зрительная дислексия ­ не то же самое, что языковая дислексия. Стратегии работы с языковой дислексией не подходит для зрительной, если только она не совмещена с языковыми проблемами. Раннее вмешательство играет здесь ключевую роль, дети не должны годами ждать помощи. Если проблема заподозрена, сразу должно быть проведено тестирование и начато вмешательство. Запомните, зрительная дислексия поддается коррекции. Не игнорируйте ее, окажите помощь!

­